МБДОУ детский сад № 15 Красная шапочка

Советы специалистов.

Вас приветствует учитель-логопед высшей категории Бузулан Оксана Викторовна.

Трудный и непокорный звук Р

Правильная артикуляция:

Губы – разомкнуты. Зубы сближены на расстоянии 4-5 мм. Кончик языка подходит к основанию верхних резцов, напряжен, вибрирует. Язык принимает форму ложечки. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Воздушная струя сильная, теплая, проходит посередине языка.

Причин отсутствия звука может быть несколько:

1.Короткая подъязычная уздечка, ограничивающая движение вверх кончика языка и передней части спинки языка.

2.Слабый напор воздушной струи.

3.Недостаточная подвижность мышц языка (особенно кончика), приводящая к неумению выполнять языком произвольные целенаправленные движения.

Если у ребенка короткая подъязычная уздечка и нет показаний к ее подрезанию (подрезание подъязычной уздечки проводится в том случае, если она короткая и состоит из неработающей соединительной ткани), то необходимо проводить упражнения по ее растягиванию  ( артикуляционная гимнастика и массаж).

Звук Р искажается очень часто и является самым сложным по произношению. Исправлением звука занимается логопед. Работа проходит в несколько этапов. Для более качественного и быстрого прохождения занятий необходима помощь родителей. Регулярное и систематическое выполнение предлагаемых упражнений поможет быстрее устранить дефекты речи.

1 этап. Восприятие звука Р.

- взрослый называет картинку на звук Р правильно и неправильно, ребенок хлопает на правильное название (ракета, лакета, якета, ракета, акета, ракета, вакета)

- игра «Поймай песенку моторчика». Взрослый называет кратко разные звуки, ребенок вращает кистями рук на звук Р: м-с-в-р-ль-й-р-г-рь-н-ж-р-з-р-й-в-я-р-л-ль-а-м-рь-р…

2 этап  Артикуляционная гимнастика.

«лопаточка», «чашечка», «вкусное варенье», «качели», «маляр», «парус», «лошадка», «грибок», «дятел», «барабан», «моторчик»

3 этап  Слоговые упражнения.
«Ура! Ребенок «зарычал»!»,  – звук «р», так долго не дававшийся малышу наконец-то проявился, он «поставлен». Осталось автоматизировать этот звук,  чтобы ребенок начал активно использовать его в своей речи. На первый план в качестве помощников  выходят родители. Теперь логопед лишь отбирает необходимый речевой материал, который  насыщен «трудным» звуком. Родители же помогают освоить ребенку  этот материал, разучивая с ним чистоговорки, отгадывая загадки, читая стихи, и рассказывая сказки.

- Занимайтесь по 15 минут в день, и Ваш ребенок будет постоянно делать все новые успехи: правильно и красиво говорить. Начинать надо с произнесения слогов:  ТРА-ТРО-ТРУ, ДРА-ДРА-ДРА, РО – РО – РА, РУ-РЫ-РА. Предложите ему поговорить на языке инопланетян. И он с удовольствием будет произносить нужные слоги. Или предложите столько раз назвать слог, сколько пальчиков на руке, пуговиц на рубашке и т. д/

 Рифмовки  (Т.А.Ткаченко)

Добавь подходящие слоги:

На дорожке два ведра – дра-дра-дра, дра-дра-дра.

Я несу ещё ведро – дро-дро-дро, дро-дро-дро.

Вот и друг идет к ведру – дру-дру-дру, дру-дру-дру.

Да, друзья всегда мудры – дры-дры-дры, дры-дры-дры.

В парке ровная гора – ра-ра-ра, ра-ра-ра

Утром едем на метро – ро-ро-ро, ро-ро-ро.

Краской красим конуру – ру-ру-ру, ру-ру-ру.

В парке кружат комары – ры-ры-ры, ры-ры-ры.

4 этап  Закрепление звука в словах.

Сколько слов с «трудным» звуком «Р» знаете Вы? А ребенок? Картинки предметов, в названии которых есть звук «Р», можно нарисовать, вырезать из журналов, найти в различных настольных играх . Вы идете в магазин? Ищите вместе с малышом продукты, где есть этот звук – кефир, сыр, творог, маргарин, йогурт.

5 этап. Закрепление звука в речи.

Потренировались произносить слова? Пора учить стихотворения!

С ГОРКИ 
Попросился наш Егорка 
Прокатиться в санках с горки.
Вот, скажу, беда и мука,
Разглядеть я не могу:
Где тут ноги, где тут руки,
под горой торчат в снегу?

СВЕТОФОР
Он стоит на перекрестке
Полосатый, как в матроске.
Удивились дети разом:
— Для чего ему три глаза?
Красный — стоп всему 
движенью,
Желтый — наше уваженье.
А зеленый загорится,
Можешь дальше в путь 
пуститься.
Он зовется с давних пор -
Очень просто — светофор.
* * *
Дождь: "Трам-трам" – 
стучал по крышам.
Дробь дождя Егор 
услышал – 
Старый барабан достал,
Тоже барабанить стал.

Усложняем задание: пересказываем. 
После прочтения текста задайте несколько вопросов по содержанию рассказа. С чего все началось? Какое событие было важным в рассказе? Чем завершилась история?

ЧАШКА

Мальчик играл и разбил дорогую чашку. 
Никто не видал. 
Отец спросил: «Кто разбил?» Мальчику было страшно, но он сказал: «Я разбил». 
Отец похвалил: «Спасибо за правду»
(по Л.Толстому)

КРОТ
У нас в огороде хозяйничает крот: прорывает ходы, портит парники с огурцами и помидорами, грызёт морковку. 
Даже под забором прорыл коридор. 
Уходи, крот, из нашего огорода, не то поставим на тебя капкан.

Хороши для отработки звука скороговорки, загадки. Вот несколько из них.

***
Под крутой горкой — 
Сырок с красной коркой. 
Сорок сорок в короткий срок съели сырок.

***
Чёрный, проворный, кричит «крак» — червякам враг (грач)
Вы сами можете найти варианты скороговорок и загадок, которые помогут ввести в речь ребенка трудный для него звук «Р», 
Посмотрели интересный мультфильм? Спросите, что ребенку понравилось больше всего. Ребенок все слова произнес правильно? Обязательно похвалите его!

Помните! Выполняя эти рекомендации, Вы не только устраняете неправильное звукопроизношение, но и развиваете воображение, мышление, память, внимание!»



Вас приветствует музыкальный руководитель МБДОУ Синицкая Ирина Владимировна.

"Как развивать музыкальные способности у детей дошкольного возраста?"

Я не буду объяснять, почему нужно развивать музыкальные способности у детей. У детей нужно развивать любые способности, и это всем известно. Я только лишь дам несколько советов, как это сделать.

Начинать нужно уже с внутриутробного развития малыша. То есть тогда, когда малыш еще не родился на этот свет. Мама может включать какую-либо плавную веселую или грустную мелодию. Но не стоит при прослушивании музыки использовать мелодию, в которой присутствует большое количество низких частот и резких низких или высоких звуков. Это травмирует Вашего малыша и впоследствии Вам будет сложно развить у малыша музыкальный слух. Хотя, как говорила Верочка в известном фильме: «Нет ничего невозможного для человека с интеллектом».

Далее, уже на первом году жизни ребенка следует использовать различные мелодии во всех жизненных ситуациях. Или почти во всех. Как правило, мы используем музыку при общении с малышом только в нескольких случаях: когда ребенок спит (или засыпает), мы, как всем известно, поем колыбельную; а также когда мы танцуем. Но музыкальное сопровождение можно использовать и в других жизненных ситуациях. Когда нам грустно, можно включать грустную музыку, когда радостно - веселую. Когда ребенок ест, играет, купается... Таким образом, впоследствии ребенок легко сможет определить настроение мелодии. Ему достаточно лишь будет сопоставить настроение мелодии со своим собственным. У него как бы выработается инстинкт. Или чувство мелодии.

Как только ребенок начнет делать первые шаги, можно осваивать ритм мелодии. Можно с малышом играть в такую игру: хлопать в ладоши, или топать ногой ритм музыки. В самом-самом начале нужно научить ребенка реагировать на сильный звук в мелодии. Например, пусть он приседает. Но на первом году жизни ребенка нужно подбирать такую мелодию, чтобы этот сильный звук не был слишком частым. Так как малышу трудно будет сконцентрировать свое внимание и выполнять такое движение слишком часто. Проще говоря, малыш должен услышать этот сильный звук, и подать сигнал, что он его услышал.

Когда малыш научится произносить первые слова, то есть уже на втором году жизни, можно развивать музыкальный слух малыша, или знакомить ребенка с высокими-низкими звуками. Для этого, можно использовать или свой голос, или колокольчики, или игрушечные музыкальные инструменты. Например, металлофон (это такие металлические пластинки, по которым можно бить деревянными палочками), или дудочка. А если у Вас дома стоит пианино, то вообще замечательно. Так вот, покажите малышу, как летает и жужжит комарик (очень высокие звуки), как гавкает собачка (звуки средней высоты), как трубит слоник (очень низкие звуки). Пусть Ваш ребенок сопровождает свои звуки движением, например, попросите его показать, как жужжит комарик. Пусть Ваш малыш имитирует движение комарика, а также жужжит тонким голосочком. И так далее.

Длительность звука можно изучать с помощи карандаша или ручки. Пусть Ваш ребенок, пока звучит нота, рисует на листе бумаги линию, а когда он закончится, перестанет рисовать. Когда малыш научится считать, можно при изучении длительности звука считать вслух.

Я хочу Вам привести несколько примеров музыкальных игр, в которые можно играть с ребенком.

Например, игра на развитие слуха: «Угадай что звучит». Для этой игры Вам понадобится несколько предметов быта, которые есть в каждом доме. Пусть это будут, например, стеклянная бутылка, кастрюля, тарелка, стакан, фарфоровая чашка. Возьмите карандаш, только держите его за самый кончик, чтобы не заглушать звук, и постучите по каждому предмету по очереди. Затем, попросите малыша отвернуться и постучите по какому-либо одному предмету. Когда малыш повернется к Вам, дайте карандаш ему, и пусть он отгадает, по какому предмету Вы постучали.

Сначала малыш будет отгадывать методом проб. То есть, будет сам стучать по каждому предмету, пока не услышит нужное звучание. Если он ошибется, повторите попытку. Чем чаще Вы будете играть в эту игру, тем лучше ребенок будет ориентироваться в звучании данных предметов. В эту игру можно начинать играть с ребенком примерно от 3,5 лет. Когда Ваш ребенок становится старше, ее можно усложнять. Например, добавлять другие предметы, похожие по звучанию, или угадывать звучание не одного предмета, а последовательности звуков.

Можно играть в такую игру на развитие музыкального слуха. Назовем ее «Музыкальные бутылки» (стаканы, бокалы). Для игры нужны какие-либо идентичные стеклянные сосуды, например, бутылки, или рюмки, или стаканы и еще металлическая ложка, или вилка. Пусть в начале их (сосудов) будет 2, чем старше ребенок, тем больше сосудов. Я буду рассказывать на примере бутылок.

Наберите в одну бутылку немного воды, и постучите по горлышку бутылки ложкой, держа ее (ложку) за самый край. Попросите Вашего ребенка, с помощью воды и другой бутылки сделать такой же звук. Пусть Ваш малыш самостоятельно набирает какое-то количество воды в пустую бутылку, стучит по ней ложкой, и добивается нужного звука. В эту игру можно играть и с более старшими детьми, лет, наверное, с 5-6.

Далее с теми же предметами можно сочинять какие-либо простые мелодии. Предложите ребенку набрать в бутылки различное количество воды и выстроить их по звуку. То есть, бутылки, которые звучат низким звуком - слева, и, соответственно, которые звучат высоким - справа. Поверьте, ребенку 5-6 лет будет очень интересно этим заняться. Потом можно попробовать соединять звуки и выстраивать какую-либо наипростейшую мелодию. Сначала сочините что-то Вы, а затем предложите Вашему малышу. Чем чаще Вы будете играть в эту игру, тем быстрее можно будет ее усложнять, например, добавлять больше бутылок, или комбинировать звуки бутылок, например, с колокольчиками.

Есть еще одна игра, которая поможет Вам развить у Вашего ребенка чувство ритма мелодии. Назовем эту игру «Угадай мелодию». Для игры Вам ничего не понадобится, кроме Ваших ладоней, так что играть в нее можно при любом удобном случае, лишь только у Вас появится кусочек свободного времени. А правила игры очень просты. Задумайте какую-либо хорошо известную Вашему малышу песенку, и прохлопайте ее. То есть прохлопайте ритм песенки. Не забывая, что когда в оригинале мелодия тихая, нужно хлопать тихо, а когда громкая - соответственно, громко. Пусть Ваш малыш угадает эту мелодию, а затем загадает свою.

Но не забывайте, что ребенку 4-6 лет трудно удержать в памяти большой отрывок мелодии, поэтому в игре испытывайте только припев песенки, или даже всего несколько строчек. Например, если Вы загадали «Антошку» достаточно прохлопать только «АнтОшка, АнтОшка, пойдем копать картОшку». Это будет приблизительно так: 3 хлопка (2-й хлопок более громкий); пауза; 3 хлопка (2-й хлопок более громкий); пауза; два хлопка; пауза; два быстрых хлопка; пауза; 3 хлопка (второй более громкий); пауза. Все нужно повторить два раза. Если ребенку будет трудно угадать, добавьте к хлопкам еще звуки, например «пам-пам-пам». Но не нужно петь мелодию, просто проговаривайте ритм. Не забывайте предлагать Вашему ребенку прохлопать мелодию вместе с Вами, так ему легче будет сориентироваться.

А еще нужно научить ребенка расслабляться под музыку. Так сказать, релаксировать. Это нужно делать перед сном, когда малыша нужно успокоить, и подготовить к спокойному засыпанию, или в любом другом случае, когда Вы чувствуете, что Ваше чадо нужно привести в спокойное состояние. Например, после купания, или после прогулки.

Релаксировать можно с детьми от 3 лет. Для этого выберите легкую спокойную мелодию, попросите малыша сесть, или лечь в удобное ему положение, закрыть глаза, и представить, что он попал в сказку. Пусть это будет сказочный лес, или поляна, или пляж, или все что Вы захотите. Начните рассказывать малышу, куда он попал, и как здесь замечательно. Пусть малыш расскажет, что он видит, и что чувствует. Кое-что пусть покажет: например, если он попал к морю, пусть покажет, как он будет плавать в море, или как будет строить замок из песка.

Естественно, на момент показа нужно глаза открыть. Следите за тем, чтобы элементы Вашего рассказа совпадали с темпом, настроением мелодии. Например, если звучит отрывистая музыка (стаккато), то пусть в этот момент в Вашем рассказе малыш встретит кузнечика, или перепрыгивает через стремительный ручей. А если мелодия плавная (легато) - малыш танцует, или летит на облаке, или... В общем, Вы сами знаете.


                      Желаем терпения и успехов!

23 февраля 2012 в 21:58

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.